Дм. Мамин (Москва) – П. Кондратьев (Санкт-Петербург). Полемика о судьбе железнодорожного моделизма в России

Автор: Дм. Мамин – П. Кондратьев. Источник: "Локотранс", 2000, № 6, 2001, № 2, 8, 10.

(Статьи публикуются в сокращении)

Дм.Мамин

Будет ли в России рынок моделей железных дорог в 21-м веке? Размышления о рынке моделей железных дорог

Россия входит в 21-й век со своим, несколько уродливым рынком моделей железных дорог, проблемы развития которого хотелось бы обсудить в данной статье. Прошу принять во внимание, что в данной статье я высказываю сугубо свое личное мнение на проблемы развития рынка моделей железных дорог в России, но все-таки надеюсь, что ведущие российские производители моделей данную статью хотя бы прочитают.

Как ни странно, но, сколько перемен произошло в нашей жизни и, сколь воды утекло за эти шесть лет!? За это время ушли в небытие белгородский ДР1 и курская Ов, РЭМ–моделевские трамваи и платформы, стрелки и полуказармы в НО, садовые домики в ТТ. Выплыли на свет Пересветовские тепловозы в ТТ и ТТ-моделевские ЦМВ и профильные рельсы, крытые вагоны в НО от «Конка»…

Можно долго «возмущаться» по поводу качества моделей. Но тем не менее, кто больше всего возмущается, как правило, имеет в своей коллекции едва ли не «полное собрание сочинений» российских производителей. Наши модели можно сравнивать с кем угодно по качеству: например, с «ROCO» или «Rivarossi», но тем не менее, всегда необходимо трезво оценивать качество предлагаемых моделей и их цену. Как первоочередная задача встает создание достаточного ассортимента моделей отечественных тепловозов, электровозов, паровозов и вагонов хотя бы уровня «Пиковских» и «Цейковских» моделей 60-х годов или Lima и китайского «BACHMAN» и только потом, «набив руку» взяться за супермодели.

В последнее время, на мой взгляд, на рынке появилась опасная тенденция, когда китайские игрушки типа «Playtown» и хуже или датские «Lego-train» начинают заполнять ниши электрических железных дорог, которые могли бы стать началом коллекции начинающего любителя железных дорог. Опасность состоит в том, что данные «стартовые» наборы железных дорог не соответствуют никаким NEM, а следовательно, не могут служить началом новой коллекции в каком-либо масштабе. Раньше эти ниши занимали PIKO и BTTB, которые и занимались воспитанием подрастающего поколения коллекционеров. Сейчас можно говорить уже о потерянном поколении, так как кроме «ROCO»”, которое, к сожалению, по российским меркам, безумно дорого, никто по серьезному уже в течение более чем 10-ти лет продвижением своих моделей на российском рынке не занимался. Если подобная тенденция сохранится еще пару-тройку лет, то успехи наших производителей на 90-100% будет оценивать лишь малый круг интернациональных коллекционеров.

Можно много рассуждать, что выпуск ж.д. моделей в России оказывается нерентабельным. Но хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями по этому вопросу.

1. Прежде всего, кто-то должен взять на себя нелегкую задачу воспитания подрастающего поколения коллекционеров – то есть начать производство «стартовых» наборов. Именно стартовые наборы закладывают основу рынка и в дальнейшем обеспечивают продажи настоящих моделей железных дорог. Сейчас такие наборы «настоящих» железных дорог от ROCO, Lima, PIKO и BACHMAN можно увидеть в московском «Детском мире» и, может быть, еще в паре магазинов, эти наборы имеют очень высокую цену и для большинства россиян почти недоступны. Если сравнивать цены российских и импортных моделей – локомотивов и вагонов, то наши примерно в 3-4 раза дешевле, и если такое же соотношение сохранится и в «стартовых» наборах, то можно с уверенностью сказать, что они пойдут.

Основные требования, предъявляемые к моделям, в общем-то известны: наибольшее соответствие прототипу по размерам, по возможности тщательная проработка деталей, соответствие всех необходимых узлов и деталей нормам NEM, качественные сборка и окраска модели, хорошие ходовые и тяговые качества.

Коллекционерами железных дорог и специалистами по моделизму не рождаются, а становятся и, как правило, через «стартовые» наборы, которые родители покупают своим детям. Главные требования, предъявляемые к стартовым моделям, на мой взгляд, несколько отличны. Прежде всего, это привлекательная упаковка и завершенность набора, купив который, не нужно возвращаться в магазин и докупать что-либо, иначе это работать не будет (как, например, белгородский ДР-1 – дизель-поезд отдельно, рельсы тоже отдельно, а блока питания нет и вовсе). То есть минимальный набор должен в себя включать: локомотив, замкнутый рельсовый путь и блок питания или ящичек для батарей, желательно стилизованный под какой-нибудь вокзальчик.

Локомотив может быть любой – пусть даже совершенно не похожий на како-то прототип. Главное для него, чтобы он был запоминающийся и яркий, например – стилизованный под старину паровозик или футуристический суперскоростной экспресс. Для усиления впечатления можно установить освещение и какую-нибудь звуковую пищалку. «Ходовке» достаточно быть простейшей, двухосной, пусть даже с одной ведущей колесной парой – лишь бы сразу не сломалась, а хотя бы часов 50 отходила. Хорошо бы еще 1-2 вагончика поинтереснее, например, со сдвижной крышей или с опрокидываемым кузовом. Можно сделать локомотив и вагоны в виде конструктора, собираемыми из кубиков типа Lego. Можно за основу взять какой-нибудь прототип, но не очень сложный, например, ГЭТ, ТГМ1, ТГМ23, ТГК2, 9П и для минимизации цены делать его некрашеным из яркого пластика.

Главное, чтобы этот набор мог стать началом коллекции, то есть рельсовый путь, колесные пары, электросхема и сцепные устройства должны соответствовать NEM или быть совместимыми.

Также каждый набор должен содержать красочную брошюру с фотографиями «настоящих» моделей и больших красивых макетов, рассказывающую о железнодорожном моделизме и содержащую советы по развитию приобретенного набора.

Кто-то может мне возразить, что такие наборы никакого отношения к железной дороге не имеют, но на мой взгляд, именно они смогут заложить основу покупательского спроса на модели железных дорог. Мы уже имеем опыт производства наборов железных дорог в Курске – паровоз Ов с двумя вагонами. Однако сложные, тщательно детализованные и окрашенные модели, сделали набор дорогим и привлекательным только для уже состоявшихся коллекционеров, и поэтому он не смог обеспечить конкуренцию китайским наборам, которые сейчас можно встретить в каждом уголке России. А теперь представьте себе: на ходовке из тендера танк-паровозик с большой трубой, или электровозик начала 20 века и пара маленьких вагончиков из яркого пластика, набор получился бы раза в два дешевле и во много раз привлекательней для родителей, решивших купить своему чаду к новому году электрическую железную дорогу.

2. Современное производство моделей железных дорог – это сложное и дорогостоящее производство, требующее значительных изначальных затрат. Современные модели локомотивов состоят из сотни деталей, изготовленных из различных материалов по разным технологиям – это и различные пластмассы, железо, жесть, цветные металлы и электротехнические изделия. Современные пресс-формы изготовляются на многооперационных станках с ЧПУ с лазерным режущим инструментом по компьютерным чертежам. Поэтому в одиночку сделать что-либо серьезное очень сложно. Сегодня никто из российских производителей не может предложить покупателю необходимый минимальный ассортимент продукции: локомотивы, вагоны, рельсовый материал, блоки питания. Жаль, что две питерские фирмы «Пересвет» и «ТТ-Модель» не могут договориться и комплектовать из ТЭП10, ЦМВ и рельсов стартовые наборы, типа наборов от ВТТВ, которые можно было купить в 70-80-е годах. Это смогло бы увеличить продажи каждой фирмы в отдельности и пополнить ряды российских коллекционеров в ТТ.

Производители подвижного состава железных дорог уже долгое время широко применяют унификацию, так, например, все грузовые вагоны имеют одинаковые тележки, да и длина стандартного современного грузового вагона 14 м. Похожая ситуация с локомотивами: паровозы Э и СО имеют практически одинаковую ходовую, целая плеяда тепловозов ТЭ3, ТЭ7, ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ15, ТЭ10Л, ТЭП10Л и др. имеют одинаковую раму тележки и могут выпускаться на одной ходовой, ВЛ80, ВЛ10, ВЛ11, даже такие разные машины как ВЛ60, К, ЧС4 могут производиться на одной «ходовке» и т.д. <А вот ещё один ряд очень симпатичных российских прототипов на одинаковых тележках: ВЛ22м, ВЛ23, ВЛ61д – прим. И.С.>. Этим в последнее время пользуются производители железных дорог, запуская в первую очередь модели унифицированного ряда прототипов, кроме этого, унификация широко применяется при проектировании самих моделей. Например, такие разные BR250 и BR119 от BTTB имеют едва ли не полную унификацию всех деталей, и отличаются только кузовами, накладными рамами тележек и колесными центрами колесных пар. Это же необходимо учитывать в первую очередь при выборе прототипа будущей промышленной модели, а не браться за то, что «больше сердцу дорого» или на что есть наиболее хорошие и полные чертежи. То есть, создавая модель, необходимо стараться в дальнейшем учесть создание максимального ассортимента с минимальными затратами.

Хорошо бы было собраться всем производителям и попытаться распределить силы каждого, чтобы они делали универсальные ходовые, но качественные, другие кузова, третьи сцепные устройства, четвертые тележки и колесные пары и т.д., исходя из производственных возможностей каждого. Чтобы не тратить силы каждого на создание того, что уже есть (например, грузовые вагоны НО выпускает несколько фирм, и каждая делает свои тележки и сцепки). Можно, например в «Локотрансе», завести постоянную страничку в которой каждый производитель указывал бы номенклатуру не только готовых изделий, но и комплектующих деталей, которые в первую очередь пригодятся при производстве моделей других типов подвижного состава (колёсные пары, шестерни, двигатели, сцепки и т.д.) с адресами и ценами. На западе можно найти много примеров мелкосерийного производства моделей из эпоксидки или из металла с использованием большого количества деталей крупных производителей. При этом в выигрыше оказываются все. Думаю, что публикация своих наработок каждого производителя в «Локотрансе» может послужить определенным толчком для увеличения ассортимента моделей отечественного подвижного состава.

3. Многие производители, оценивая свои силы, принимаются за производство «мелочевки» и аксессуаров типа путейских казарм, садовых домиков, церквей, фактурных стенок и т.д., надеясь, что их изделия займут место на макетах и диорамах любителей железных дорог. Согласен, что это все нужно, но все-таки прежде всего, нужно создать ассортимент главных и первоочередных вещей, без которых немыслима модельная железная дорога. На мой взгляд, есть последовательность очередности производства моделей железных дорог: первое это локомотивы, вагоны и простейший рельсовый путь, далее стрелки, глухие пересечения, специальные рельсовые звенья (для возможности сооружения путевого развития станций) тупиковые упоры, здания вокзалов, локомотивных и вагонных депо, пакгаузы и уже потом все остальное: прочие ж.д. здания, прочие здания, сигналы, мосты и тоннели, контактная сеть, машинки, человечки и т.д.

Не секрет, наверное, что каждый начинающий производитель хочет совместить приятное с полезным т.е. заняться любимым делом и заработать хоть немного денег. Поэтому может быть, прежде чем браться за очередное сооружение, стоит задуматься, а за что взяться в первую очередь и нужен ли садовый домик, если нет еще даже полустанка. А может быть, стоит изготовить кузов вагона или локомотива под существующую ходовку.

Стоит задуматься и о «мелкосерийных технологиях», например, эпоксидное или металлическое литье. Затраты на формы и мастер-модели в этом случае значительно ниже, чем при пластмассовом литье под давлением. Большое время отливания – 1-2 детали с формы в день может быть вполне оправдано при малом объеме продаж.

4. Существует еще одно направление, которое может иметь хорошею перспективу. Это выпуск моделей-склеек. Есть успешный опыт «Revell» и неудачный опыт «РЕМ-модель». Разница лишь в том, что «Revell» выпускает локомотивы, которые стоят на первом месте в ж.д. моделизме, а «РЕМ-модель» начала свою «карьеру» с выпуска трамвая, который может быть применен лишь на очень больших макетах, т.к. даже в принципе совместная эксплуатация трамваев, вагонов и локомотивов на одном пути проблематична – трамваи не имеют совместимых сцепок. В подтверждение перспективности этого направления можно добавить, что и Курск, и Санкт-Петербург выпускают часть своих моделей ТЭП10 в виде «китов» или стендовых моделей. Модель без двигателя и привода значительно дешевле, а для стоящего на полке или на макете в дальнем деповском тупике, в ожидании ремонта или списания локомотива наличие двигателя необязательно. Поэтому производство склеек локомотивов и вагонов может стать хорошим началом для дальнейшего развития и создания полноценных моделей. Единственное, что хочется отметить изначально, - это сцепки и колесные пары, предусматривающие возможность эксплуатации склеек с «живыми» моделями.

5. Допустим, что как по мгновению волшебной палочки ассортимент отечественных моделей стал не хуже западного. Сразу возникает вопрос, а как это купить? В Москве со временем можно достать практически все, но даже в областных центрах это сделать практически невозможно. Чтобы достать какую-нибудь модель, приходится звонить своим друзьям просить, давать объявления в «Локотранс». А что говорить о новичках, ведь «Локотранс» продается не во всех городах России. Что же делать? – спросите вы. В Германии, например, есть сети маленьких магазинчиков, где продаются модели, причем каждый имеет свою особенность. Один торгует моделями в НО и N, другой в ТТ, третий в НО, О или Z и т.д., ассортимент не всегда очень большой, но в каждом можно заказать любые модели по каталогу по его профилю. Зато в каждом крупном магазине или супермаркете есть отделы, торгующие железными дорогами, как правило, ROCO, Marklin, Trix, Arnold, Brawa, масштабы НО и N. Представлено много наборов не очень больших и недорогих. Ассортимент, процентов на 80, составляют современные немецкие локомотивы и вагоны, причем новинки DB, представленные в моделях, выделены отдельной строкой и стоят немного дороже привычных моделей. А всякой китайской «левизны», не соответствующей NEM, там просто нет. Отделы, торгующие железными дорогами, располагаются рядом с отделами, торгующими склейками и моделями машин, что говорит о том, что распространением моделей железных дорог на рынке занимаются те же оптовые фирмы, которые занимаются распространением склеек и моделей машин.

В России склейки подмосковной «Звезды» или машинки саратовского «Тантала» можно встретить в каждом даже небольшом городе. Так что производителям железных дорог и в первую очередь тем, кто освоит наборы для продвижения своей продукции на рынке, стоит выходить на компании, торгующие именно этой группой товаров.

В заключении хочется призвать всех российских производителей моделей железных дорог объединить усилия по становлению рынка моделей железных дорог, пожелать успехов в этом нелегком деле, может на какое то время забыть о сиюминутной выгоде и преодолеть взаимные разногласия. История становления железных дорог России показывает, что строительство многих линий началось под гвалт злопыхателей и язвительные замечания скептиков и, без всякой коммерческой выгоды, лишь благодаря упорству и энтузиазму некоторых «фанатов», вроде Герстнера и других строителей первых ж.д. И Россия, пусть чуть позже других стран, но стала крупной железнодорожной державой. А истории свойственно повторяться и в большом и в малом!

П. Кондратьев

Детская болезнь «левизны» в моделизме

Во-первых, о статье Дм. Мамина. Задачу свою она выполнила: дискуссия о путях развития российского ж.д. моделизма началась. Фундаментален пункт 2 о необходимости унификации, грамотного выбора производственной программы и кооперации производителей.

О том, что на мой взгляд у Мамина является ошибочным, по порядку его статьи. Не вижу основания для паники от появления железнодорожных моделей «по-китайски», подобное выпускалось и советской промышленностью, только ассортимент был меньше, и развитию железнодорожного моделизма оно скорее даже помогало. У меня, лично, первым в детстве железнодорожным набором был наш, на пластмассовых рельсах с какой-то электричкой, а потом уже, после потрясения от увиденной в ЦМЖТ сортировочной горки, к 1-му классу, набор Берлинер – ТТ – Баннен. Подобная цепочка может быть типовой и в наше время: от «китайского» - к полноценному. Не страдают же наши производители автомоделей 1/43 от китайских автоигрушек. Моделизм (не только железнодорожный) за 90-е годы в развитых странах сдал часть позиций компьютерным играм, виртуальным, а не реальным игрушкам. Подобные китайские и другие игрушки есть в продаже и в Германии, но в своих, игрушечных отделах, а не специализированных модельных магазинах.

<О гипотетическом стартовом наборе фирм «Пересвет» и «ТТ-Модель»>. Коммерческий провал предсказуем. Калькуляция проста:

- один тепловоз ТЭП10 от «Пересвета» - 1300 рублей

- два вагона ТТ-Модель, упрощенных по 264 рубля

- трансформатор – 300 рублей

- рельсы – 280 рублей

Это уже 2408 рублей. К тому же нужна качественная упаковка, и торговля свое накинет. Если бы такая цена была бы на уровне массового спроса, обе питерские фирмы еще 6 лет назад завалили бы Россию своими совместными наборами. Делать специально что-то «стартовское» в наших условиях еще более надежный провал, т.к. на модели даже в России есть какой-то минимальный гарантированный спрос, не говоря уже про Запад. На сегодня реальнее увеличивать наши ряды, вовлекая в оборот ГДРэровские запасы, что на рынке Питера, например и происходит. Полные качественные б/у комплекты – по 500-900 рублей и дело движется, хотелось бы только большего размаха. Появились в продаже в 2000 году стартовые наборы ПИКО новых выпусков, с ценой 2000-26000 рублей, несмотря на стоящие рядом в 4 раза дешевле китайские наборы, продавцы говорят, что берут неплохо.

Не следует забывать и о множестве моделистов, от дел отошедших, но коллекции свои не продавших; целой армии любителей, наборы с дополнениями которых пылятся на антресолях; кто-то сможет сразу прийти к моделизму в зрелом возрасте. Примеры увеличения наших рядов такими путями есть в питерском клубе. Внутренние резервы не только есть, но даже пока активно не раскручивали.

О перспективах сборных моделей все верно, но пример неудачен. Как раз «REVELовские» паровозы (в питерских магазинах они от 400 руб.) влет не идут, а трамваи по 100 рублей спросом до сих пор пользуются. Кстати, из всего ассортимента «РЕМодель» окупился именно трамвай.

Организация сбыта моделей. Участие магазинов и оптовых фирм тоже понадобится, но любой магазин делает наценку 20-50%, а у фирм и вовсе от 100% + к тому же маловероятно, что производитель получит свои деньги раньше, чем по реализации, а то и с дополнительной задержкой… Здесь и сейчас первую скрипку должны сыграть выставки, городские клубы, прямые контакты между клубами и их членами и, безусловно, журнал «Локотранс».

В Англии или Германии, где сотни тысяч любителей ж/д и ж/д моделизма, действенность одного или нескольких «рядовых» человек малозаметна в общем положении. У нас – иначе, на весь бывший СССР нас около 1000, так что у каждого на руках 0,1% акций общего дела, целенаправленная активность любого из нас в нем ощутима.

Странно, что кому-то бывает не ясно, есть ли у нас свой рынок моделей. Все абсолютно наглядно: есть, мал, медленно развивается. Взаимопорождающее и формирующее рынок – спрос и предложение. Есть у нас спрос на свои модели? – безусловно! Предложение тоже есть: ассортимент фирм ныне живущих, прекративших свое существование, переделываемое и перекрашиваемое из «осколков витрины социализма». Такого изобилия «своих» моделей, как у немцев, у нас никогда не будет, даже если средний уровень жизни в России станет выше, чем в Германии (а сие тоже весьма сомнительно), но значительно улучшить положение общими усилиями мы сможем.

Примерный прогноз на ближайшие 5 лет: в Н0 – значительный рост вагонного парка; в основном, грузового; кроме ТЭ-3 есть шансы на другие тепловозы данной базы; появление рельсов (на стрелки и перекрестки шансов меньше); будут новые «очаги» мелкосерийного и единичного производства, в т.ч. «мелочевки». Из строений более значительного, чем путевая казарма, ждать не приходится, но типовые «стройматериалы» вырастут в ассортименте и лишней работы при создании макетов будет меньше. Я имею в виду только доступное по цене. На паровозы и электровозы надеяться нечего.

В ТТ всю погоду будет делать Пересвет, хотя появление новых производителей вне Питера не исключено. Ориентация фирмы на немецкий рынок сохранится, но возможно появление вагонов «двойного гражданства», ходивших как в Германии, так и у нас. Закрывая вопрос о терминах, надо просто вдуматься в смысл слов. тут и без меня почти все ясно, но так уж, для порядка.

Дм. Мамин

Что делать? (риторический вопрос России применительно к рынку ж.д. моделей)

Рад, что моя статья положила начало конструктивной дискуссии на тему развития рынка ж.д. моделей в России. Хочется еще раз изложить свою точку зрения на происходящее более подробно, с учетом последних событий и тенденций.

Прежде всего, игрушки китайского производства. Не могу согласиться с Петром Кондратьевым о том, что данные наборы безвредны для производителей моделей. Наборы «Playtown», декларируемые производителем как модели в масштабе 1:72, имеют очень неплохую проработку, и их ассортимент постоянно увеличивается. Наборы имеют стрелки, ж.д. строения, и другие аксессуары, они совместимы друг с другом и их вполне можно коллекционировать. Пускай эти наборы имеют полностью пластмассовые рельсы, а моторы локомотивов питаются от 2-х батареек, спрятанных под корпусом, но в нынешних российских условиях они вполне серьезно претендуют на роль «стартовых» наборов железной дороги. Пусть эти модели ущербны, т.к. не вписываются ни в какие NEM, но, по-моему, они имеют очень большой шанс «завладеть умами» российских школьников, как в свое время наш советский масштаб 1:30. Кто знает, что выдадут на наш рынок китайские производители в дальнейшем (в плане увеличения ассортимента), учитывая столь успешное продвижение этих «моделей» на наш рынок, (может быть, и нам придется подстраиваться под китайский стандарт 1:72 на пластмассовых рельсах).

Теперь разрешите вернуться к идее «русского набора», способного «разбудить массы». Идея Крюгера – «Пересвета» о создании набора из ТЭП10, трёх ЦМВ, рельсов и блока питания вызывает у меня ряд вопросов. В свое время PIKO и BTTB выпускали подобные наборы, они классифицировались как наборы для начинающего коллекционера, но при этом у обоих были и другие гораздо более простые и дешевые «стартовые» наборы, с которых и начиналось увлечение многих детей железной дорогой. Поэтому вышеупомянутый «русский набор» может пойти при условии наличия на рынке чего-то более дешевого. Если ТЭП10 заменить на <упрощённый> ТГМ1 или 9П, а ЦМВ на пару 2-осных вагончиков, да если все это будет без окраски, то не надо быть экспертом, чтобы подсчитать, что цена такого набора будет в 2-3 раза меньше, тут уже можно будет посоревноваться с китайцами, и с PICO. В Германии в ж.д. отделах супермаркетов 2-х осные вагоны из числа давно присутствующих по программе RОСО стоят 8 DM, т.е. около 100 рублей за вагон с учетом всех торговых надбавок, поэтому и стартовые наборы в Германии не намного дороже китайских, т.е. вполне можно уложиться в 1000 рублей. Да и в модельном варианте такой набор, на мой взгляд, будет вполне привлекательным в отношении цены, а также все составляющие данного набора вполне успешно смогут продаваться отдельно. Что еще является сдерживающим фактором в успешном продвижении отечественных моделей на рынок?

Во-первых, это несоответствие наших моделей NEM, причем по ключевым моментам. Так, например, профильные рельсы ТТ-Модель имеют зеркально противоположные крепления с рельсами от Piltz-Tillig, поэтому нормальная совместная эксплуатация этих рельсов невозможна….

Большинство современных западных моделей уже имеют возможность установки цифрового декодера, а у нас, я почти уверен, что об этом пока еще никто из производителей даже не думал, хотя появляются коллекционеры, у которых есть цифровые модели.

Во-вторых, это низкое качество моделей, прежде всего ходовых качеств, а также окраски и проработки деталей. С одной стороны, наши производители сознательно упрощают модели, пытаясь сделать их более дешевыми и более привлекательными, с другой стороны, темпы инфляции опережают рост курса доллара, а EURO даже падает, что стремительно приближает цены отечественных моделей к моделям ROCO, Tillig, PICO, Bachman и других ведущих производителей. При этом качество наших моделей значительно уступает импортным. В прошлом году глава «Пересвета» Алексей Земсков признался в интервью «Железнодорожному делу», что цена модели мало влияет на спрос, и то, что продается в России, не приносит им никакой прибыли. Пересветовский ТЭП10 стоит сейчас уже за 50 долларов, в то время как модель 232-го от примерно 95 долларов, а если покупать его в наборе, то выйдет еще дешевле. Для игрушки и то, и другое дорого, а если посмотреть с точки зрения привлекательности модели, то, безусловно, большинство моделистов отдаст предпочтение второму. Что-то подобное с М62. «Пересвет» упростил модель 120-го от Tillig, в результате модель потеряла прекрасно проработанную раму тепловоза и ходовые качества, а разница в цене всего процентов тридцать. Пересветовские модели перестают быть «народными», т.е. доступными широкому кругу моделистов, прежде всего начинающих, а когда вы становитесь в состоянии потратить деньги на приобретение пересветовской модели, то начинаете задумываться, стоит ли покупать «недоделанный» М62 или немного еще подкопить и купить действительно качественную модель 120-го… Теперь, возвращаясь к названию статьи, разрешите предложить свой ответ на этот вопрос.

Россия уже достаточно оправилась от кризиса 1998 года, и доказательством тому – вышеописанная ситуация, когда российские модели по своим ценам подбираются к европейским. Да и доходы населения начинают расти, особенно в крупных городах. Поэтому сейчас наиболее интересным, на мой взгляд, является мелкосерийное производство моделей отечественного и интернационального подвижного состава (например, М62, ТЭМ2 и ТЭ114) в кооперации с европейскими производителями. Впрочем, кооперация необходима, прежде всего, при производстве локомотивов, так как с двигателями у нас хуже всего, а вагоны мы уже довольно-таки успешно научились делать самостоятельно. В производстве необходимо более широко использовать мелкосерийные технологии: эпоксидное и металлическое литье, самотвердеющие пластмассы. Причем качество моделей должно стремиться к качеству ведущих производителей, тогда как цену не грех запросить как у них. И только тогда это может оказаться более-менее выгодно.

Также это стартовые наборы, пусть даже не очень дешевые и опять-таки сделанные в кооперации. Необходимо воспитывать подрастающее поколение через яркие стартовые наборы, их рекламу в детских журналах и детских передачах на ТВ, в проведении выставок и создании кружков моделизма и магазинов-клубов (типа компьютерных интернет-клубов, где школьники за умеренную плату могли бы приходить и погонять поезда на макете или самостоятельно изготовить модель).

В «Локотрансе» №4/2001 Алексей Земсков коснулся темы российского менталитета, дескать у нас никогда не будет такого количества моделистов на душу населения как в Германии. Но если вспомнить 80-е годы уже прошлого века и если прикинуть, что население у нас раз в восемь-десять больше, чем у них, начинаешь понимать, что потребность нашего рынка в моделях еще далеко не удовлетворена, и главная проблема, на мой взгляд, опять-таки в отсутствии моделей ж.д. в розничной торговле. Мое поколение выросло на ГДРовских моделях, и многие из моих знакомых с удовольствием приобрели бы своим детям электрическую железную дорогу, но на прилавках большинства магазинов из самого доступного, оказывается, пожалуй, китайский «PLAYTOWN». Например, если мне нужна какая-нибудь модель, то, как правило, приходится ее где-то через кого-то заказывать. Человеку не из Москвы или Санкт-Петербурга практически невозможно купить модель, предварительно взглянув на нее хоть глазом, что совершенно неправильно. Например «Пересвет» заявил о выпуске маневрового варианта ТЭ3, который при ближайшем рассмотрении оказывается ТЭ3 первого выпуска с номером на 5 тысяч, чего в природе не существовало. А достав из коробки недавно купленный ТЭ7 я обнаружил, что у немоторной секции сломана литая рама. Вот и заказывай такую модель по почте!!!

И лишь когда мы сможем изменить ситуацию, только тогда мы сможем надеяться на становление нормального гармоничного рынка моделей железных дорог в России.

П.Кондратьев

Моделизм и эмпириокритицизм

О цепочке ценоизменения.

1. За последние 10 лет мировые цены на ж.д. модели выросли примерно вдвое – реакция рынка на сужение, вследствие компьютерных соблазнов.

2. Объединение Германии. Цены на конкурентоспособную продукцию поднялись в 2-3 раза.

3. В 1960-е гг. все ГДРовские модели продавались у нас примерно вдвое дешевле, чем на родине и почти сравнялись после нескольких подорожаний 1980-83 гг. В ГДР цены с начала производства и до объединения Германии не менялись.

Итого получается, что цены, с которых у нас моделизм зародился, ниже нынешних мировых примерно в 10 раз. Правда, и инфляция в ФРГ за 22 года составила примерно 80%. В общем, она сегодня ГДРоские модели должны стоить в 5-6 раз ниже мировых цен. Что в жизни и подтверждается.

Есть у Мамина скрытое противоречие: говорит о вагончике по 8 немецких марок, коему в обед сто лет, и призывает Пересвет сделать новый локомотив, а ТТ-Модель какой-нибудь НТВ. У Пересвета только сейчас тепловозы приблизились к окупаемости, а у «ROCO» Мамин видел вагон давно окупившимся.

На стартовые наборы все фирмы ставят заведомо заниженные цены, конкуренция здесь особенно острая, кому именно удастся стать «первой любовью» нового клиента – вопрос принципиальнейший. Главная задача – завлечь, первая «доза» моделизма – вполцены. На том дешевизна и иссякает, ибо оплачивается теми кто берёт уже «взрослые» модели. А на какие деньги будет дотироваться русский стартовый набор? Для того, чтобы снизить цену на набор, надо хотя бы дождаться, когда к производителям вложенные средства вернутся в полном объёме. И тем более, вагоны от ТТ-Модели давно известны – какой резон делать набор с моделями заведомо более низкого спроса?

Собранный, но некрашеный тепловоз при серийном производстве ниже по себестоимости крашеного и надписанного собрата всего на 3-4%, вагон – на 10-20%. Именно здесь разница в цене как раз неадекватная разнице в качестве.

Не забудьте о различиях менталитета. Даже на такой идеальной почве, как Ленинград <1970-80-х гг.>, при более выгодных, чем в самой ГДР условиях, показатели продаж были раз в 10 ниже, чем в самой ГДР. Теперь условия и показатели намного хуже.

Кому-то надо всерьёз взяться за импорт дешёвых стартовых наборов. Нет никаких объективных причин, чтобы они стоили у нас в 2-5 раз дороже, чем «дома», кроме аппетитов продавцов.

P.S. для всех, кому данная проблема кажется актуальной с точки зрения пользы дела…

Нет причин ни драматизировать, ни идеализировать ближайшее будущее российского моделизма – коренных изменений не будет. Если каждый из читателей «Локотранса» будет хотя бы приобретать отечественные модели – уже весомый вклад в ж.д.-модельное производство. Для развития моделизма покупатель нужен так же, как производитель.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100