НАШЕ ТТ. Основные вехи истории в картинках и с комментариями

Автор: И.Сергеев. Источник: "Локотранс", 2009, № 11.

Не успел завершиться очередной этап развития российского ТТ-модельного мира, как, судя по всему, начинается новый. Чтобы осознать всю стремительность перемен, вернёмся на несколько лет назад и вспомним, с чего всё начиналось.

.

КАЛЕЙДОСКОП СОБЫТИЙ

Этап первый, рукодельный. 1970-80-е гг. В мире ТТ царствует и правит ВТТВ. Понятия «ТТ» и «российская тематика» почти никак не вяжутся друг с другом. Если наши моделисты и берутся за самостоятельное изготовление моделей, то в основе обычно оказываются «не наши» прототипы. К примеру, в СССР появились полностью самодельные модели электровоза Е70 (хотелось в коллекцию, а достать редчайшую модель производства фирмы HERR нереально) или паровоза BR65 (его в ТТ тогда просто не выпускали).

Но изредка в общем германофильском хоре звучали и иные ноты. Наличие в производственной программе ВТТВ (с 1972 г.) электровоза ЧС1 и тепловоза ЧМЭ2 – давало повод позадуматься над развитием модельного ряда наших железных дорог.

Комментарий Александра Нигияна.

На протяжении практически всех 1970-х г.г. стоявшие тогда во главе Московского клуба моделисты Д.В. Бобков и Л.Н. Рагозин работали над моделями паровоза СО, каждый – над своей. Были ли их работы завершены, мне, к сожалению, неизвестно, т. к. в 1979 г. я клуб посещать перестал, на проводимых клубом в 80-х годах выставках в ЦДКЖ, эти модели не экспонировались.

В середине 80-х Виктор Дёмин выпустил в Петербурге малую серию модели советского ж.д. крана КДЭ-151/161, что было уже явным шагом к следующему этапу.

Комментарий Александра Нигияна.

Задолго до Дёмина, а именно, в 1977 г. модель крана КДЭ-161 была в единственном экземпляре сделана, к сожалению, очень недолго практиковавшим талантливым московским моделистом Дмитрием Агафоновым. Ходовая часть этой модели, насколько я помню, была малокопийная, изготовленная из того, что можно было взять от вагонов ВТТВ. Зато кабина была спаяна из листовой меди, вентиляционные решётки и жалюзи на кабине были выполнены накладными из пластика. Стрела также была паяной из меди: рёбра фермы гнулись из листа, для внутренних раскосов использовалась проволока, при этом, чтобы с внешней стороны раскос выглядел плоским, проволока наполовину стачивалась напильником, шлифовалась шкуркой и полировалась пастой гойя. Механизмы подъёма стрелы и крюка были действующими, в качестве тросов применялись нитки, действующие блоки на стреле и на крюке были спаяны из мелких одёжных кнопок, имевших по периферии отверстия для их пришивания к одежде. Схема окраски – типовая для III эпохи: ходовая, рама и стрела – чёрные, кабина – жёлтая. Фотографий модели, к сожалению, не осталось, она нигде не экспонировалась, кроме автора и меня, её видел только ныне покойный Мастер с большой буквы Л.Н. Лукашин, который дал ей очень высокую оценку.

Этап второй, промышленный. В начале 1990-х казалось, что всё можно и всё по силам – стоит только начать. На этой волне появляются вполне промышленные (крупносерийные) ТТ-производства в России. Нет нужды в который уж раз рассказывать про «Пересвет» и «ТТ-Модель». Можно припомнить, что были и другие попытки наладить массовое производство – скажем, фирма «ТТЗ», которая начала свою деятельность с модели дачного домика и ею же, увы, закончила… Время шло, и постепенно накапливался задел серийно производимых, а значит – вполне доступных комплектующих для изготовления моделей отечественного подвижного состава в ТТ. С использованием всех этих ходовок, тележек и прочих деталей российским любителям стало намного легче даваться изготовление моделей. Одновременно становились всё доступнее технологии малосерийного производства моделей.

Этап третий: с миру по нитке – голому рубаха. Начался у нас 3-4 года тому назад и ознаменовался бумом мало- и микросерийного производства моделей в типоразмере ТТ. В результате за последние пару лет почти весь ТТ-модельный ассортимент отечественной тематики прирастал моделями, изготовленными по малосерийной технологии, тиражом от нескольких штук до ста экземпляров. Начался век эпоксидки, травлёнки, фрезерования на коленке и всяких смешанных технологий, одним словом – век малого ТТ-бизнеса. Список малосерийных ТТ-производителей не намного меньше, чем список произведённых ими моделей.

Это «Модельдепо» (паровоз ТЭ как доработка 52-го, агрегатный вагон рефсекции и ЧМЭ3 с корпусом из чешской травлёнки, но на оригинальной ходовке), В.Нетужилов (строительная автотехника и – совместно с В.Дёминым – ЭР200), «ТТ-ТТ» (из реализованных проектов – вагоны-хопперы и тепловоз 2ТЭ10Л), «Модельмикс» (тепловоз ТЭП70БС), А.Загребельский (самый удачный проект – 4осный полувагон, совместно с О.Волузневым), «DM Wagen» (крытый двухэтажный вагон для перевозки автомобилей), А.Мурашов (полувагон, переделанный для перевозки контейнеров)… Наши украинские друзья, со своей стороны, тоже влились в этот поток: вспомним, для начала, «Gonchar TT» (два типа полувагона, электровоз ЧС4 и трактор «Кировец») и «Мир Хобби» из Харькова (ж.д. кран ПК6), а вслед за ними – множество украинских производителей нашего ТТ-автопарка.

В мелкосерийные процессы постепенно втянулись корифеи: и «Пересвет» с разнообразными версиями «егоровского» вагона и различных вариаций переделок 4-осного крытого в служебные, и «ТТ-Модель» с зерновым хоппером и вариациями на тему цельнометаллических вагонов, вагона-электростанции для «Авроры», ЦМВ первых выпусков для «Красной Стрелы».

.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Трудно строить долгосрочные прогнозы, но «конец истории» российским любителям ТТ, похоже, не грозит. И это несмотря на все отягчающие обстоятельства – глобальный финансово-экономический кризис, столь же глобальный для мира ТТ кризис в руководстве фирмы Tillig со всеми её дочерними компаниями, - несмотря на прессинг со стороны других типоразмеров и иных хобби.

Судя по всему, развитие ТТ-производства в современной России идёт в направлении индивидуализации. Всё меньше – крупных серий одинаковых моделей, и всё больше разнообразия. Малосерийный сектор уже сделал первый рывок и продолжает развиваться дальше. Следующий логический шаг – распространение идеологии «модели под заказ», или… «сделай сам»?

Не секрет, что любой модельный магазин сегодня переполнен наборами для самостоятельной сборки – в основном из пластмассы – кораблей, самолетов, танков… Даже поезда попадаются, но это совсем на наш масштаб. А вот наборов для самостоятельной сборки – «китов» (англ. Kit) – подвижного состава в типоразмере ТТ, тем более – Российской тематики – до последнего времени еще не было.

Это стратегическое направление заявлено новым ТТ-производителем «Норкин-модель», специализирующимся на серийном изготовлении моделей из латуни методом травления. Начало положено появлением наборов деталей для самостоятельной сборки - «китов» (агрегатный вагон рефсекции, два вида 4-осных платформ, тепловозы ЧМЭ3 и 2ТЭ116, плацкартный ЦМВ и ЦМВ пожарного поезда… Производственная программа растёт непривычно быстрыми темпами). Хочется верить, что не за горами следующий шаг – переход к продаже готовых моделей.

Техника работы с «травлёнкой» предполагает возможность практически бесконечного множества конструктивных мини-вариантов одной и той же модели (закрытые, полуоткрытые и открытые окна и двери; установленные и снятые дверцы, люки, бортики; навесное оборудование и прочее). Можно купить «кит» и самому придумать свои варианты сборки. А можно – заказать производителю. Стоит ли говорить, как это может оживить любой модельный состав?..

Пока не ясно, насколько велик сектор рынка, востребующий именно такую продукцию. Примечательно другое – этот подход («конфигурация продукта по заказу клиента») лежит в русле самых современных тенденций развития мирового бизнеса.

.

И.Сергеев.

Иллюстрации
1. КДЭ-161 (В.Дёмин, 1986) - с него началось серийное производство в российском ТТ.

1. КДЭ-161 (В.Дёмин, 1986) - с него началось серийное производство в российском ТТ.

2. ТЭП10 (

2. ТЭП10 ("Пересвет", 1995) - первая отечественная серийная модель локомотива в ТТ.

3. ЦМВ (

3. ЦМВ ("ТТ-Модель", 1995) - первая отечественная серийная модель вагона в ТТ.

4. Агрегатный вагон рефсекции (

4. Агрегатный вагон рефсекции ("Модельдепо", 2004) - первая у нас малосерийная модель из эпоксидки в ТТ.

5. Цементный хоппер (

5. Цементный хоппер ("ТТ-ТТ", 2007) - первая малосерийная модель в нашем ТТ с высочайшей степенью деталировки.

6. ЧС4 (

6. ЧС4 ("Gonchar TT", 2008) - первая малосерийная модель отечественного локомотива в ТТ.

7. 2-этажная крытая автоплатформа (

7. 2-этажная крытая автоплатформа ("DM Wagen", 2008) - первая у нас малосерийная модель в ТТ из травлёнки.

8. Пять разновидностей 4-осных платформ и агрегатный вагон рефсекции ZB-5 с приоткрытой верцей (

8. Пять разновидностей 4-осных платформ и агрегатный вагон рефсекции ZB-5 с приоткрытой верцей ("Норкин-Модель, 2009) - первые модели, выполненные по принципу "конфигурация под заказ".

Снимок сделан на ТТ-макете фирмы "НИКО".

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100