Дети поздемелья

Автор: П.Кондратьев. Источник: "Локотранс", 1997, № 6.

«Инкубационный период» 1958-1972

Первые секции нумизматов и филателистов появились еще в двадцатые, но 1938 г. поставил точку на довоенной истории Общества. В 1958 г. инициативой этих секций, а также фалеристов и книголюбов, ЛОК возродилось. Постепенно в клубе появлялись новые секции. Наиболее ярко себя проявили филокартисты - инициаторы секции во главе с Николаем Спиридоновичем Тагриным (всемирно известным коллекционером, автором книги «Мир в открытке»; его собрание насчитывало более 690 000 экспонатов!) в 1972 г. «пробили» для клуба полуподвальное помещение на просп. Римского-Корсакова, 53. Это место площадью 130 кв.м. стало на долгие годы настоящей «меккой» для коллекционеров всего бывшего СССР. В это время в ЛОК состояло около 700 членов.

С 1966 г. с началом поставок моделей Zeuke TT и PIKO у соответствующего отдела ДЛТ (Дом Ленинградской Торговли) стали собираться поклонники новой темы коллекционирования. Два года спустя их местом сбора, уже официальным, стал ДК железнодорожников, где они, в основном, занимались макетным творчеством. Первым председателем клуба стал Валентин Смирнов (единственный сегодня, кто из того «поколения» не оставил своего хобби). Появление такой организации вызвало резонанс за рубежом, о нем писали ж/д журналы Ирландии, Японии, США и Германии.

Период становления 1972-1975

В 1970 г. с появлением в продаже моделей фирмы «Коржи» возникли коллекционеры-автомоделисты. До 1974 г. в теплое время года они собирались в сквере у ДК Карла Маркса, а в холодное — примыкали к железнодорожникам. В 1973 их вынудили уйти из ДК, а на два года позже за ними на Римского-Корсакова последовали и железнодорожники. В том же 1975 г. в ЛОК появились собиратели сборных моделей самолетов, танков и т.п. Если с 1973 г. собиратели масштабных моделей относились к секции предметного коллекционирования, то теперь они выделились в свою секцию.

Эпоха расцвета 1975-1989

ЛОК вело активную пропаганду силами всех секций. В 1975 г. СММ провела свою первую большую выставку в кинотеатре «Ленинград». Несмотря на то, что часть экспонатов украли (в последующем таких «накладок» больше не было), выставочная кампания стремительно разрасталась. Вскоре был принят план проводить по 300 выставок в год! Несколько из них было объединенных. Многие «на выезде», например, грандиозная выставка была в Москве в 3-м павильоне ВДНХ в 1987 г. Большинство выставок были секционные однодневки. Последняя объединенная выставка была в 1989 г. в ДК Ленсовета. На это время 10 секций ЛОК насчитывали 2500 членов.

Вступившим в клуб (с 18 пет) выдавались членские билеты единого образца с указанием номера секции. Члены клуба могли бесплатно посещать собрания своей, так и любой другой секции и обязаны ежеквартально платить членские взносы. До середины 1980-х годов даже получали значок с эмблемой Общества. В 1983 г. (когда я появлялся в клубе) взносы по СММ были 1 руб 20 коп, а входные билеты (для «неформальных») - 50 кол. Денег хватало тогда на оплату помещения и на выставочную кампанию, командировки и даже премии участникам выставок.

Нашим днем был четверг. По составу СММ 60% составляли «самолетчики», последние годы их достопримечательностью был сын Михаила Боярского – Сережа. По 20% железнодорожников и автомобилистов. Наших, редко пропускавших заседания, было около 50. ТТ-шников и НО-левцев примерно поровну и единственный «девяточник» - Вадим Воронин, долгое время глава «фракции» железнодорожников в секции.

Из начинающих собирать был численный перевес ТТ-шников (путевое хозяйство на 12 мм никогда не было дефицитом, да и подвижной состав БТТБ поставлялся больше и чаще, чем ПИКО). Потом, войдя во вкус, насмотревшись «буржуазных» каталогов, проскочивших «железный» занавес, некоторые ТТ-шники перебегали на НО.

Анализируя причины, приведшие ЛОК в нынешний упадок, видна следующая цепочка. Постперестроечные материальные проблемы ограничили приток новых членов и посетителей, подскочили цены на помещение, плата за выставки стала недоступна. Это заставило поднять взносы и цену входных билетов, отчего народу в клубе еще больше поубавилось. И так - по нарастающей. Кроме того, при социализме, клуб был уникальной легальной биржей коллекционного материала. Рыночная экономика лишила его этой монополии.

Какую-то роль сыграло ухудшение сообщения с клубом наземного транспорта и отмена в 1993 г. ряда маршрутов. Но об этом позже. Мне бы хотелось описать наш быт в «застойные» годы.

Кроме обменно-торговых дел, неразрывных с коллекционированием, собирались мы и посмотреть-показать новинки, в т.ч. самоделки, обменяться информацией, пообщаться в спокойной обстановке. Собирались многие и по субботам в ДЛТ, но коммерческая часть хобби там носила конспиративный характер. У москвичей таким местом был Детский Мир. Постоянного настоящего клуба они никогда не имели. Всегда в ЛОК бывали многочисленные гости изо всех концов тогда единой державы. Чаще других - ростовчане, ну а москвичи – само собой. В 1994 г. это прекратилось.

Подавляющее большинство коллекционеров были из интеллигенции, многие семейные, с детьми. Переводить коллекции на хозрасчет, приторговывать в разной степени приходилось почти всем. Основных способов было три.

Скупка коллекций - кроме пополнения своего собрания, этот способ позволял получить прибыль от разницы оптовых и розничных цен при сдаче нагрузки.

Челночный - покупать модели в малоизвестных магазинах на периферии и продавать в ДЛТ. «Караванные пути» пролегали от «Юных техников» на Торжковской, Благодатной, Краснопутиловской и Гражданском проспекте. (Сейчас эти места оккупировали хозтовары). К этому способу можно отнести закупку про запас дефицитов, например, стрелок на НО.

Те, кто знал иностранные языки, занимались обменом с зарубежными коллегами, в основном из ГДР. Чтобы окупить пополнение коллекции для продажи заказывали строения «Ма-мос» и каталоги.

Четвертым способом было изготовление на заказ самоделок и макетов.

Хотя некоторые коллекционеры торговали весьма активно, те, кто хотел делать деньги у нас не приживались. Торговать не своим масштабом было дурным тоном. Корпоративная честь блюлась жестко. Если по поводу редкости модели клиента еще можно было вводить в заблуждение, то никак нельзя было «втюхать» ему вещь со скрытым дефектом. Проданной тяге обеспечивался гарантийный ремонт, делалось все это для того, чтобы люди не боялись брать с рук. И барыгами нас никто не считал. У постоянных участников ДЛТшных «субботников» штат своей клиентуры доходил до 300 человек. Некоторые клиенты были «общими», к «чужим», как правило, не лезли. Существование клуба от клиентов, естественно, скрывали.

Иерархия по полноте коллекций существовала, хотя и несколько условная. В НО явным лидером был легендарный Пал Антоныч, скульптор. «Лениниана» давала ему возможность брать весь «запад», попадавший в Питер. С 1985 г. в клубе он уже почти не появлялся. На «девятку» еще бесспорнее было лидерство Вадима Воронина, ибо из редких гостей клуба его коллег не набиралось и десятка. ТТ-шным «королем» до 1986 г. был Виктор Демин, обладатель Е70, единственного на то время в Питере, да, видимо, и в СССР. Следующие 5 лет пальма первенства была у меня, а с 1992 г. - у Саши Воронова. В это время я уже «завязал» с ТТ, вскоре обстоятельства вынудили сдать свою коллекцию и Демина. Понятно, что после объединения Германии ряды железнодорожников сильно поредели, особенно ТТ-шников.

Кризис

Катастрофой для секции стал исход «самолетчиков» в 1993 г. Одни из них организовали по городу 4 магазина, другие стали клиентами, самой «тусовочной» из точек стал Хобби-центр в Артиллерийском музее. Если раньше по четвергам была жуткая давка, то теперь появились даже пустые столы.

Железнодорожников тогда набиралось человек 15. К 1994 г. никого из «самолетчиков» не осталось, и в клубе впервые произошла перестройка. Активно торгующие автомобилисты, поделив город на сферы влияния, в 1995 г. тоже стали редкими гостями клуба. К тяготам 1993 г. добавилось «исчезновение» некой Вики, сидевшей на входе, а с ней 500 000 руб (почти годовой бюджет секции). «На ворота» вернулся бессменный Сан Саныч, но весной 1996 г. неожиданно повторил «подвиг» Вики!

Борьба за выживание

На 1996 г. в СММ числилось 180 членов, из которых 5/6 – «мертвые души». Новых людей не появлялось, железнодорожников можно было сосчитать по пальцам. Летом СММ пережила интервенцию филофонистов – нас на 2 четверга загнали в старое правление. Скученность там напомнила доброе старое время. Оставшиеся моделисты, человек 30, перед угрозой новой осенней интервенции, выдвинули временным председателем А.М. Шемаринова, на полгода повысили себе членские взносы и даже заплатили их вперед. И, отчитавшись, перед правлением СПОК, отстояли свою независимость.

После долгого перерыва, в апреле 1994 г. прошла «первая выставка» ж/д моделей в ЦМЖТ. Железнодорожники стали оживать раз в году. Успех выставки показал, что потенциал у хобби все-таки какой-то сохранился. В декабре 1996 г. Леня Москалев организовал по средам встречи железнодорожников в кинозале музея Октябрьской дороги на Литейном, 62. В первый раз пришло человек 15. А после активной рекламной компании во время выставки число посетителей приблизилось к 40! Успех тем более удивителен, что из-за отсутствия в продаже не слишком дорогих «стартовских» наборов притока начинающих с 1990 года не было. Новое место выиграло, конечно, из-за своего положения.

В 1997 г. из всех железнодорожников в СПОК остался один я. Создавшееся положение встревожило не только секцию, но и правление Общества. Все-таки СММ шла на втором месте по наполнению бюджета СПОКа. 6 февраля состоялось собрание СММ с участием правления. От СММ были одни автомобилисты, поэтому в тройку бюро, ранее имевшей по представителю от каждой «фракции», избрали двух автомобилистов и меня, как единственного железнодорожника. Из моего «доклада» стало ясно, что в ближайшее время возвращение «блудных железнодорожников» не предвидится. Председатель СПОК Б.М. Кришталь порадовал тем, что организовалась новая секция - собирателей киндер-сюрпризое. Председателем СММ единогласно избрали Александра Михайловича Шемаринова, уже с августа, по сути, выполнявшего эти обязанности. Его финансовый отчет убедил в том, что отступать некуда, но продержаться реально. И «двадцать восемь шемаринцев» (столько было на собрании) успешно держатся до сих пор, в секции остались самые стойкие.

Сейчас в 5 секциях СПОК числится 330 членов, т.е. тех, кто платит взносы. Из них примерно 100 филофонистов, 80 нумизматов, 60 филотаймистов (календарики), 60 «киндер-сюрпризов» и 30 СММ. К выставкам в ЦМЖТ СПОК отношения не имеет.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100