Электровоз ВЛ8

Фото 1. Модель электровоза ВЛ8 (ВТТВ).

Фото 1. Модель электровоза ВЛ8 (ВТТВ).

Фото: W.Seewald

Снимок из журнала "Tillig-TT-Bahn Club-aktuell", 2001, № 2, раздел "ТТ-курьёзы".

Фото 2. Электровоз ВЛ8-1232 производства Новочеркасского завода в Новосибирском ж.д. музее.

Фото 2. Электровоз ВЛ8-1232 производства Новочеркасского завода в Новосибирском ж.д. музее.

Фото: И.Сергеев

Снимок сделан 31 октября 2006 г.

Принадлежность: СЖД

Фирма-производитель: ВТТВ

Год начала производства: 1970-е гг.

Год окончания производства: 1970-е гг.

Описание модели

В первой половине 1970-х гг. фирма Berliner-TT-Bahner (ВТТВ), ГДР, созданная в 1972 г. в результате национализации частной немецкой ТT-фирмы Zeuke & Wegwerth, активно нацелилась на советского покупателя. Две ранее выпускавшиеся модели локомотивов получили новую окраску и символику СЖД, в результате чего в руках у советских детей и моделистов оказались электровоз ЧС1 и тепловоз ЧМЭ2. Одновременно была разработана юниорская модель советского тепловоза М62 на двухосном шасси (см. фото 4). Появилась и разновидность юниорского электровоза с "советским гербом" (это был почему-то французский СС-7139 с пластмассовыми токосъёмниками и таким же, как у М62, двухосным шасси, см. фото 5). Вскоре у конструкторов фирмы возник замысел создания, помимо М62, второй полноценной юниорской модели советского прототипа. За основу был выбран двухсекционный пассажирский электровоз ВЛ8 выпуска Новочеркасского завода (см. фото 2).

Новая модель была снабжена всё тем же двухосным шасси (на каждой секции), юниорскими пластмассовыми токосъёмниками, а также имитаторами тифона, заимствованными от ЧМЭ2 (см. фото 1). Она была выпущена в очень ограниченном количестве экземпляров и в продажу не пошла. По одной из версий, руководство фирмы решило, что двухсекционный локомотив – излишество для юниорского набора. Нам не известно, была ли моторной одна или обе секции модели. Так или иначе, сегодня эта модель – редчайший раритет. Одна из них хранится в музее фирмы Tillig – наследницы ВТТВ, причём, как наглядно видно по фотографии 1, небольшая часть корпуса на этом экземпляре модели отломана. Остаётся добавить, что ВЛ8 от ВТТВ – первая и единственная модель двухсекционной тяговой единицы, выпускавшаяся этой фирмой, начиная от Zeuke и оканчивая сегодняшним Tillig’ом.

Описание прототипа

В 1952 г. под руководством главного конструктора Новочеркасского электровозостроительного завода Б.В. Суслова началось проектирование первого в СССР двухсекционного восьмиосного электровоза, призванного сменить на наиболее напряжённых электрифицированных линиях шестиосники ВЛ22м, повысить вес и скорость поездов. В марте 1953 г. был изготовлен первый опытный образец Н8-001 (Новочеркасский 8-осный). Обе секции были постоянно соединены между собой, имели общие электрические цепи и по отдельности работать не могли. Максимальная скорость электровоза была первоначально установлена 90 км/ч. Сцепная масса машины составила 191, 2 т. Её мощность намного превосходила мощность любого из ранее выпускавшихся в СССР электровозов. До 1961 г., по данным В.А. Ракова, эти электровозы были самыми мощными локомотивами в стране.

Опытная партия из семи электровозов Н8 была изготовлена в 1955 г, а серийная постройка началась годом позже на Новочеркасском заводе и с 1958 г. – на Тбилисском. В 1963 г. электровозам была присвоена серия ВЛ8 (Владимир Ленин). Они выпускались до 1967 г. включительно, причём четыре последних года – только в Тбилиси. Всего было выпущено 1715 электровозов этой серии. Они получили большое распространение на участках железных дорог СССР, электрифицированных на постоянном токе. Их исключение из инвентаря МПС активно началось с наступлением 1990-х гг.

Восьмиосные грузовые электровозы постоянного тока ВЛ8 представлены в железнодорожных музеях России и Украины: Московском (ВЛ8-1694), Петербургском (ВЛ8-1522), Новосибирском (ВЛ8-1232), Ростовском (ВЛ8-713), Донецком (ВЛ8-773).

Фотогалерея
Фото 3. Электровоз ВЛ8-1522 производства Тбилисского завода в музее на Варшавском вокзале, С.-Петербург.

Фото 3. Электровоз ВЛ8-1522 производства Тбилисского завода в музее на Варшавском вокзале, С.-Петербург.

Фото: И.Сергеев

Снимок сделан в июне 2006 г.

Фото 4. Электровоз ВЛ8-1694 производства Тбилисского завода в Московском ж.д. музее.

Фото 4. Электровоз ВЛ8-1694 производства Тбилисского завода в Московском ж.д. музее.

Фото: И.Сергеев

Фото 5. Электровоз ВЛ8-11694 производства Тбилисского завода в Ростовском ж.д. музее.

Фото 5. Электровоз ВЛ8-11694 производства Тбилисского завода в Ростовском ж.д. музее.

Фото: И.Сергеев

Снимок сделан в августе 2007 г.

Фото 6. Юниорская модель тепловоза М62 (ВТТВ).

Фото 6. Юниорская модель тепловоза М62 (ВТТВ).

Фото: И.Сергеев

Фото 7. Юниорская модель французского электровоза со стилизованным советским гербом (ВТТВ).

Фото 7. Юниорская модель французского электровоза со стилизованным советским гербом (ВТТВ).

Фото: И.Сергеев

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100