Модульный макет сибирских юных техников

С 12 по 15 января 2000 года в Центральном доме детей железнодорожников прошла персональная выставка моделей, выполненных руками воспитанников станций юных техников (СЮТ) Западно-Сибирской железной дороги. Как сказала на открытии выставки директор ЦДДЖ Евгения Семеновна Андрюшина, это первая именно персональная выставка СЮТ дороги, которая наглядно демонстрирует, что железнодорожный моделизм - это прогрессивный, необходимый и любимый детьми способ проведения досуга, и что даже несмотря на постигшие нас кризисы при умелом руководстве железнодорожный моделизм продолжает жить и развиваться. С большим интересом осмотрев выставку, я подошел к руководителю кружка на станции Инская Евгению Геннадиевичу Лобанову с целью выведать некоторое количество профессиональных секретов и поговорить о моделизме вообще.

-Какие станции юных техников представлены на выставке?

-СЮТ Инская и СЮТ на станции Рубцовск.

-Давно ли на этих станциях существуют кружки железнодорожного моделизма?

-На Инской - с самого начала ее существования, с 1963 года. Примерно в 1982 году в железнодорожной школе станции Рубцовск тоже стал работать модельный кружок, а чуть позже, когда открылся филиал СЮТ, он переместился туда. Всего на двух СЮТ в режиме здоровой конкуренции работают четыре кружка.

-Филиал находится далеко от основной станции?

-Ну, по нашим сибирским меркам, - недалеко, на машине ездим, всего 600 километров.

-Кто с Вами еще приехал?

-Евгений Николаевич Украинцев, руководитель второго кружка на станции Инская, бывший воспитанник нашего кружка, Борис Иванович Коробков и Аркадий Викторович Макагонов, руководители кружков со станции Рубцовск.

-Демонстрируемый на выставке замечательный большой макет где сделан?

-Это модульный макет. Три его части сделаны на Инской, а два участка -на станции Рубцовск.

-По какой системе построен Ваш модульный макет?

-По системе «Русский модуль», которая была предложена нам в 1995 году на семинаре в ЦДДЖ. Она хороша тем, что строго заданы лишь размеры модулей и оговорено место стыковки путей, т.е. их расстояние от края модуля. Вся дальнейшая отделка зависит исключительно от фантазии каждого конкретного моделиста.

-Здесь все сделано руками детей?

-Практически все. Помогаем лишь в таких сложных операциях, как укладка пути, изготовление насыпи и иных сложных процессах, связанных с путевым материалом и автоматикой. А все остальное делают дети.

-Фигурки человечков тоже?

-Да.

-А как Вы их делаете?

-Технологии разные. Так, например, на Инской мы берем проволочку определенного размера, делаем из нее каркас-«скелет» человека, затем этот каркас промазывается клеем ПВА и покрывается древесной пылью, очень мелкими опилками; после некоторого подсыхания руками выгибается сама фигурка - в движении или в статической позе. После окончательной просушки фигурка красится кисточкой. На Рубцовской СЮТ фигурки делаются из муки, вернее, из муки сначала делается масса, которая представляет собой что-то среднее между тестом и клейстером. Используется также и пластилин.

-Как я смотрю, многие домики на макете сделаны из натурального шпона...

-Да, это натуральный шпон.

-Под ним есть какой-то более прочный каркас?

-Точно могу сказать, что у домиков, сделанных на Инской, никакого дополнительного каркаса под шпоном нет.

-Шпон является несущей конструкцией?

-Да.

-И не ломается?

-Нет, не ломается. Все, даже самые тонкие полосочки, проклеиваются клеем ПВА и получается достаточно прочная конструкция.

-У вас на нескольких модулях имитирован зимний ландшафт, и очень здорово все это выглядит. Из чего вы делаете снег?

-На одном модуле крупные сугробы сделаны из кусочков пенопласта, а остальной снег из опилок разных фракций, просеянных через разные сита. После наклейки на макет все это окрашивалось в один тон водоэмульсионной краской. На другом модуле основа изготовления та же, но окраска производилась кисточкой, практически как художественное полотно, за счет чего снег выглядит еще более живописным, более натуральным.

-Сейчас у Вас три летних модуля и два зимних. Какие дальнейшие планы?

-Ну, мы хотим сделать еще осенний модуль и ранневесенний. Это не говорит о том, что мы изначально хотели сделать плавный переход из лета в зиму. Просто по цветовой гамме такие разные пятна, на наш взгляд, выглядят наиболее зрелищно.

-На одном из кольцевых модулей предусмотрена возможность пристыковки боковых частей. У вас уже есть что пристыковывать?

-Пока нет, но в работе находятся еще шесть модулей. Кроме того, к модульной идее мы хотим привлечь не только железнодорожные кружки, но и кружки юных техников при других организациях, школах, домах пионеров; пусть подключаются и частные лица. Тогда мы сможем выйти на общегородской уровень, или на общесибирский. Хорошо было бы попробовать состыковаться и с другими «модулистами». Я был на выставке в Санкт-Петербурге в прошлом году, и мне очень понравились питерские и ростовские модули. Может быть, они в чем-то и превосходят наши модули по качеству. Но ведь наши выполнены детьми. Очень хорошо, что система позволяет совместно эксплуатировать модули, выполненые самыми разными людьми...

-Особой похвалы заслуживают деревья на Ваших макетах. Как они изготовлены?

-Берется медная проволока толщиной 0.15 мм, отматывается 40 м, но не целиком, конечно, а складывается примерно по 12 м петлями, и так 40-45 м. Затем весь этот пучок складывается так, чтобы получилась заготовка длиной в 1,5 длины будущего дерева. Если высота дерева на макете примерно 15 см, то заготовка должна быть 20-25 см. Далее снизу заготовка скручивается в жгутик на 5 см, а потом начинается отвод по 6-10 проволочек в разные стороны, из которых формируются ветви. Интересный результат дает вплетение в ветви очень тонкой проволоки, 0,07-0,08 мм в диаметре - она при формировании ветвей дает очень пышную, натуральную крону и хорошо удерживает на себе крашеный поролон. Готовый каркас прокрашивается, каждая веточка намазывается клеем ПВА и покрывается крашеным поролоном различных фракций.

-Из чего делаете насыпь?

-До сих пор насыпь мы делали из просеянного песка, но он не имеет характерной для гравия «островатости» фактуры. Поэтому в последнее время мы стали применять насыпь из дроблёного бутового камня. Причем дробление осуществляется просто молотком.

-А как достигается такой характерно серый цвет?

-Уже после укладки насыпь подкрашивается из аэрогрофа серой краской, а поверхность качения рельсов протирается растворителем.

-Вернемся к кружку как таковому. Сколько всего детей у Вас занимается?

-Осенью в кружок приходят, как правило, человек 20, но до весны дотягивают только самые стойкие - 8-9. В большинстве случаев для них моделизм - это уже серьезное увлечение, возможно, даже на всю жизнь. Хотя бывают, к сожалению, и случаи, когда моделизму посвящается слишком много времени, начинаются двойки в школе, и родители запрещают к нам приходить!

-Кто из Ваших кружковцев принимал наиболее живое участие в постройке этих модулей?

-Алексей Кудлаев, Денис Юрочкин, Коля Протенко и Виталий Рэм, Гена Волков, Женя и Саша Пахомовы.

-Ни для кого не секрет, что моделизм увлечение дорогое. Как вы выходите из положения?

-Для нас единственной серьезной проблемой мог бы стать путевой материал. Однако в начале 90-х годов мы сделали большой его запас еще ГДРовского производства, и до сих пор строим макеты на этом материале. Хотя сейчас уже попробовали путевой материал фирмы «ТТ-Модель», и он нас вполне устраивает и по цене, и по качеству. Подвижной же состав мы хотим делать сами, причем от начала и до конца...

Фотогалерея

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100