Паровоз ТО

Кадр 1. Модель паровоза ТО-125 (конверсия модели от ВТТВ, И.Сергеев): тендер, нарощенный досками, для увелиения объёма угольной ёмкости; световой фонарь на крыше будки, другие детали.

Кадр 1. Модель паровоза ТО-125 (конверсия модели от ВТТВ, И.Сергеев): тендер, нарощенный досками, для увелиения объёма угольной ёмкости; световой фонарь на крыше будки, другие детали.

Фото: И.Сергеев

Кадр 2. Паровоз ТО-524

Кадр 2. Паровоз ТО-524

Рис. из книги В.А. Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог 1855-1955 гг."

Разновидности: паровозы ТО с различными тендерами (угольное, нефтяное отопление)

Эпоха: II-III

Принадлежность: СЖД

Фирма-производитель: ВТТВ-Tillig (немецкий паровоз серии 56), конверсии

Год начала производства: 1976 (ВТТВ), 2007 (новая ходовая часть - Tillig)

Описание модели

Модели паровозов СЖД серии ТО - конверсии на основе моделей от ВТТВ/Tillig (арт.2230/02230) и на новой ходвке от Tillig (арт. 02161), выполненные различными российскими моделистами (Виктор Дёмин, СПб; Игорь Сергеев, СПб; Роман Мишин, Москва)

Описание прототипа

Паровоз серии ТО - одна из самых тёмных страниц истории трофейного подвижного состава на советских железных дорогах. По данным, которые приводит В.А.Раков, в СССР поступило около парвозов немецкой 56-й серии - той самой, которой был затем, в 1952 г., приказом МПС присвоен индекс "ТО" ("трофейный,эквивалентный паровозу серии О"). 56-я серия объединяла несколько разновидностей, в т.ч. смамую массовую, которую представляет модель от ВТТВ. Это быв. прусские G8.2, которые строились в 1919-1928 гг. в количестве 846 шт.

Паровозы серии 56 попали в СССР тремя основными путями. Во-первых, в результате присоединения в 1939 г. Западной Белоруссии и Западной Украины (это было небольшое количество паровозов в основном румынской постройки 140-ой серии, полностью аналогичных немецким 56-м). Во-вторых, как военные трофеи: начиная с 1943 г., 56-е они стали регистрироваться в списках НКПС. Наконец, шесть десятков паровозов этой серии поступили в качестве репараций. Томс Алтбергс (Латвия) называет точную цифру паровозов 56 серии "чисто немецкой" постройки, поступивших вторым и третьим путями - 385 шт.

Однако, по данным того же Т. Алтбергса (Латвия), трофейные паровозы 56-й серии на железных дорогах прибалтийских советских республик в послевоенные годы не использовались, а были либо порезаны в лом, либо раскомплектованы, либо отданы промышленным предприятиям. Очевидной причиной этому послужила их малая мощность, и устаревшая конструкция, но главное - плохое состояние большинства машин, особенно захваченных как трофеи. Таким образом, в 1952 г. обозначение ТО было присвоено паровозной серии, исконные представители которых в инвентарном парке МПС тому времени уже не числились.

Т.Алтбергс называет три конкретные машины. 1) 56-793 приписки депо Елгава: попал к "Курляндский котёл", в 1945 г. найден на путях ст. Лиепая, откуда передислоцирован на базу трофейных паровозов Шкиротава и списан в 1951 г. 2) 56-597: г. Полевской, криолитовый завод. 3) 56-2614 (судя по номеру, это единственный G8.2, т.к.нуменрация этой разновидности начиналась с № 2001) - г. Сатка, завод "Магнезит".

В то же время в книге В.А. Ракова имеется рисунок, сделанный на основе фотографии, на которой изображён паровоз ТО-524, а в журнале "Локоторанс" была помещена и сама фотография. Паровоз был приписан к депо Тирасполь Кишенёвской ж.д. Не считая некоторых деталей (световой фонарь на крыше, пожарный ящик, уменьшенная дверца дымовой коробки, верхний фонарь и т.д.), на фотографии - вполне узнаваемый прототип модели от ВТТВ-Tillig. Существует версия о том, что этот паровоз был из числа "румынских", серия 140. Однако благодаря разысканиям Сергея Гуцу, любителя ж.д. из Молдовы, любезно предоставившему нам свои материалы, эта версия должна быть опровергнута.

.

"...не все паровозы, поступившие из Румынии, были построены там по лицензии. Тот же ТО-524, по данным архивов был построен на заводе Хеншель в 1922 году и имел заводской серийный номер HEN19307/1922. При регистрации на железной дороге Германии он получил номер DR56-2570. В 1926 году он был выкуплен Румынами и получил наименование 140.524 (цифры перед точкой - серия, а после точки - порядковый номер регистрации в данной серии).

По репарации СССР получил от Румынии множество едениц подвижного состава. В том числе и локомотивы серии 140.414-544, за исключением всего 3-х единиц. Все они в СССР были переименованы в ТО с сохранением номера.

140-я серия железных дорог Румынии включает в себя не только паровозы построенные по лицензии завода Хеншель, но и 56-е других более ранних подсерий, но те локомотивы в СССР по репарации не попали. Тем не менее я не исключаю тот факт, что несколько единиц таких локомотивов тоже могло достаться Советскому Союзу до войны, при вхождении Молдавии в СССР. Сбор информации продолжается..."

Сергей Гуцу, Молдова

.

Недостаток информации о судьбе серии ТО в СССР даёт почву для фантазии моделиста. Например, можно предположить, что часть этих паровозов была переделана под нефтяное отопление.

Фотогалерея
Кадр 3. Та же модель, что и в кадре 1.

Кадр 3. Та же модель, что и в кадре 1.

Фото: И.Сергеев

Кадр 4. Та же модель, что и в кадре 1.

Кадр 4. Та же модель, что и в кадре 1.

Фото: И.Сергеев

Кадр 5. Та же модель.

Кадр 5. Та же модель.

Фото: И.Сергеев

Кадр 6. Модель паровоза ТО-594 (конверсия модели от ВТТВ, И.Сергеев).

Кадр 6. Модель паровоза ТО-594 (конверсия модели от ВТТВ, И.Сергеев).

Фото: И.Сергеев

Кадр 7. Модель паровоза ТО-261 c нефтяным отоплением (конверсия модели от ВТТВ, И.Сергеев).

Кадр 7. Модель паровоза ТО-261 c нефтяным отоплением (конверсия модели от ВТТВ, И.Сергеев).

Фото: И.Сергеев

Кадр 8. Та же модель, вид сзади.

Кадр 8. Та же модель, вид сзади.

Фото: И.Сергеев

Кадр 9. Ещё один вариант модели паровоза ТО с нефтяным тендером (конверсия выполнена И.Сергеевым)..

Кадр 9. Ещё один вариант модели паровоза ТО с нефтяным тендером (конверсия выполнена И.Сергеевым)..

Фото: И.Сергеев

Модель из коллекции А.Андреева.

Кадр 10. Та же модель, на макете в Раменском.

Кадр 10. Та же модель, на макете в Раменском.

Фото: О.Сергеев

Кадр 11. Модель паровоза ТО-524, конверсия модели от ВТТВ, изготовлена Виктором Дёминым.

Кадр 11. Модель паровоза ТО-524, конверсия модели от ВТТВ, изготовлена Виктором Дёминым.

Фото: С.Довгвилло

Кадр 12. Модель паровоза ТО-271 .

Кадр 12. Модель паровоза ТО-271 .

Фото: И.Сергеев

Конверсия модели от Tillig на новой ходовке, выполнена Р.Мишиным в 2007 г.

Кадр 13. Модель паровоза ТО-524 (справа), конверсия на основе модели ВТТВ, выполненная американским любителем.

Кадр 13. Модель паровоза ТО-524 (справа), конверсия на основе модели ВТТВ, выполненная американским любителем.

Фото с сайта www.ttnut.com

Кадр 14. Модель паровоза 56-490 (конца 40-х гг.) в составе военно-санитарного поезда ВСП-124.

Кадр 14. Модель паровоза 56-490 (конца 40-х гг.) в составе военно-санитарного поезда ВСП-124.

Фото: Александр Андреев

Конверсия выполнена моделистами московского ТТ-Клуба.

Кадр 15. Паровоз ТО-490 МПС  Львовской Ж.Д.

Кадр 15. Паровоз ТО-490 МПС Львовской Ж.Д.

Фото: автор и год не известен

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100