Паровоз BR23(35)

ИСТОРИЯ МОДЕЛИ

(Rob Dikken)

.

Глядя на успех модельной фирмы Zeuke & Wegwerth, достигнутый в 60-е гг. , одной из причин его нельзя не признать высокое качество деталировки выпускавшихся моделей. Блестящий пример высококлассной для тех лет деталировки и одна из самых интересных моделей – паровоз ВR23. Эта модель впервые поступила в продажу в 1958 г. и с тех пор непрерывно выпускалась 46 лет без особых изменений. На протяжении этого периода она производилась последовательно сменявшими друг друга фирмами Zeuke & Wegwerth, BTTB, BTTB Zeuke and Tillig. В 2004 г. Tillig прекратил производство модели, и в это же время перестали быть столь доступными запасные части для этой модели. (Возможно, автор статьи ошибается. Модель паровоза BR 35 исчезла из каталога Tillig в 2002 г.. – И.С.).

Хотя на протяжении без малого полувека производимая модель и не претерпела больших изменений, имел место эпизод, связанный с переменой серии локомотива. Эта перемена частично была вызвана усовершенствованием производственного процесса и вызванной этим необходимостью окупить затраты (речь, по-видимому, о том, что локомотив с указанием новой серии воспринимался как новая разновидность модели и раскупался активнее. – И.С.), но частично и отразила и эволюцию самого локомотива-прототипа. С начала 70-х работавшие на железных дорогах ГДР локомотивы BR 23 получили новую серию BR 35, что привело к соответствующим изменениям в выпускаемой модели.

Здесь я попытаюсь проиллюстрировать развитие модели BR 23. При этом я ограничусь рассмотрением преимущественно наружных характеристик, видимых глазу без разборки модели. Я не обладаю достаточными техническими знаниями, чтобы квалифицированно представить здесь развитие движущего механизма модели, которое, тем не менее, тоже имело место быть.

Взглянув на представленный ниже небольшой каталог, вы поймете, каким образом я попытаюсь визуализовать различия, имеющиеся у разных версий этой модели – с помощью фотографий, изображающих модель спереди, сбоку, снизу и не только. Возможно, читатель найдет на этих фотографиях что-то свое, что я не отразил в своих описаниях.

Ниже представлена таблица, в которой систематизировано большинство видимых глазу отличительных особенностей, характерных для различных версий модели. Кроме того, несколько разных версий модели представлены в иллюстрациях и коротких описаниях.

* * *

Серия – Производитель – Период – Ходовка – Сцепка – Текст – Крепление тендера к локомотиву – Мотор – Иллюстрация

1) BR 231003 a – Zeuke & Wegwerth - 1958–61 – Белый металл – Белый металл – Рельеф без печати – Белый металл – Большой - Нет

2) BR 231003 b – Zeuke & Wegwerth - 1962–65 – Белый металл – Белый металл – Белый выпуклый текст – Белый металл – Большой – Есть

3) BR 231111 – Zeuke & Wegwerth - 1966–72 – Черный металл – Черный металл – Белый выпуклый текст – Черный металл – Меньше – Есть

4) BR 351111 – Zeuke & Wegwerth - 1970–72 – Черный металл – Черный металл – Белый выпуклый текст – Черный металл – Меньше – Нет

5) BR 231111 – BTTB - 1972–75 – Черный пластик – Черный металл – Белый выпуклый текст – Черный металл – Меньше – Нет

6) BR 351111 a – BTTB - 1972–79 – Черный пластик – Черный металл – Белый выпуклый текст – Черный металл – Меньше – Есть

7) BR 351111 b – BTTB - 1980–92 – Красный пластик – Черный металл – Белый выпуклый текст – Пластик – Меньше – Есть

8) BR 231047 – BTTB - 1989–91– Красный пластик – Черный металл – Белый выпуклый текст – Пластик – Меньше – Нет

9) BR 231056 – BTTB -1989–91– Красный пластик – Черный металл – Белый выпуклый текст – Пластик – Меньше – Нет

10) BR 231047 – BTTB Zeuke - 1991–93 – Красный пластик – Черный металл – Белый выпуклый текст – Пластик – Квадратный – Нет

11) BR 231056 – BTTB Zeuke - 1991–93 – Красный пластик – Черный металл – Белый текст – Пластик – Квадратный – Есть

12) BR 231113 – Tillig - 1997–03 – Красный пластик – Черный металл – Белый текст – Пластик – Квадратный – Есть

13) BR 351113-6 – Tillig - 1997–03 – Красный пластик – Черный металл – Белый текст – Пластик – Квадратный – Нет

*

Версия 2. BR 23 1003, Zeuke & Wegwerth, 1962 - 1965.

Я счастлив, что нашел два экземпляра этой версии: один в более старой черно-желтой коробке, выпущенной около 1962 г., другой – в оранжево-желтой коробке, выпущенный в период между 1963 и 1965 гг. Корпус более старой модели сделан из черного пластика с гладкой, блестящей поверхностью, что свидетельствует о том, что это более ранняя версия. Кроме того, видно, что корпус отливался в практически новой форме, еще не подвергшейся эрозии. Корпус паровоза прикрепляется к шасси с помощью болта. Оси под тендером тонкие, причем только первая и последняя из них являются токосъемными. Текст на тендере выполнен белой краской и выглядит нечитаемым. Тендер наполнен натуральным углем.

*

Версия 3. BR 23 1111, Zeuke & Wegwerth, 1966 - 1972.

Ходовка из черного металла и черная сцепка – основные отличия этой модели. Кроме того, в окна кабины машиниста уже вставлены пластиковые «стекла». Корпус паровоза прикрепляется к шасси с помощью болта. Оси под тендером тонкие, причем только первая и последняя из них являются токосъемными. Текст на тендере выполнен белой краской и выглядит нечитаемым. Тендер наполнен натуральным углем.

*

Версия 6. BR 35 1111, BTTB, 1972 - 1979.

Черная основа шасси в этот период делалось из пластика. В кабине машиниста – пластиковые окна. Корпус паровоза соединен с шасси уже не с помощью болта, а с помощью пластиковых защелок. Выполнены элементы тормозной системы, которые заметны между ведущими колесами. Паровоз и тендер соединены уже не тонкой металлической, а толстой пластмассовой планкой. Оси тендера толстые и все являются токосъемными. Текст на тендере выполнен белой краской и выглядит нечитаемым. В тендере – имитация угля, причем отдельные куски угля выглядят гораздо меньшего размера, чем натуральный уголь в тендере ранее выпускавшейся модели.

*

Версия 7. BR 35 1111, BTTB, 1980 - 1992.

Основная особенность – основа шасси паровоза из красного пластика. Корпус паровоза соединен с шасси с помощью пластиковых защелок. Выполнены элементы тормозной системы между ведущими колесами. Паровоз и тендер соединены толстой пластмассовой планкой. Оси тендера толстые и все являются токосъемными. Текст на тендере выполнен белой краской и выглядит нечитаемым. В тендере – имитация угля.

*

Версия 11. BR 23 1056, BTTB Zeuke, 1991 - 1993.

Основные особенности – мотор квадратной формы и, конечно, изменение серии локомотива. Корпус паровоза соединен с шасси с помощью пластиковых защелок. Выполнены элементы тормозной системы между ведущими колесами. Паровоз и тендер соединены толстой пластмассовой планкой. Оси тендера толстые и все являются токосъемными. Текст на тендере качественно отпечатан белой краской и может быть прочитан под увеличительным стеклом. В тендере – имитация угля.

*

Версия 12. BR 23 1113, Tillig, 1997 - 2004.

Локомотив от Tillig имеет, прежде всего, настоящие спицованые колеса (ранее была лишь имитация спиц, между которыми не было сквозного просвета). Это делает новую версию модели гораздо более реалистичной, так же как и более близкий к оригиналу парораспрределительный механизм Хойзингера. Расстояние между паровозом и тендером сокращено на 1 мм, но это, по-моему, не дает ощутимой разницы.

Rob Dikken, http://www.zeuke.nl/

Перевод И.Сергеева

.

.

.

ПАРОВОЗ СЕРИИ 23.10

(Из рукописи Е.Карпунина и Р. Мишина "Наследие дедушки Вернера").

.

ПРОТОТИП

Первый послевоенный пассажирский локомотив ГДР с прицепным тендером. По замыслу его создателей должен был обеспечить основную массу пассажирских перевозок, заменив собой устаревшие паровозы довоенных типов.

Постройке серийных машин предшествовало создание в 1941 году двух опытных паровозов BR23, созданных на основе легендарной серии BR 03. Изначально BR 23 задумывался как замена паровозов серии BR 38 (прусский P8). Основное отличие новых машин состояло в более удобной в эксплуатации осевой формуле 1-3-1 с симметричным положением осей вместо формулы 2-3-0. Это решение обеспечивало идентичность ходовых качеств, как при правильном движении, так и при следовании локомотива тендером вперед. Серия 23 имела роликовые подшипники всех осей локомотива и тендера и сниженный объем обслуживания экипажа на промежуточных остановках за счет внедрения новых технологий.

Война отодвинула запуск новой машины в серийное производство. Лишь в 1954 году по заказу железных дорог ГДР (DR) приступили к разработке нового паровоза, конструктивно аналогичного довоенному BR23, но с применением эволюционных новинок паровозостроения тех лет – использование сварного котла с камерой догорания и водоподогревателя смешанного типа. Кроме того, изменилась конструкция топки и стала иной геометрия передней площадки.

Первые два опытных паровоза BR2310 были построены заводом им. Карла Маркса в г. Бабельсберг в 1957 году. После технических изменений в серийном производстве в течение следующих двух лет было построено 111 паровозов этой серии. BR 2310 явился одним из последних серийно строившихся паровозов в ГДР.

Машины очень хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Обладая сравнительно небольшой нагрузкой на ось, они были пригодны также для эксплуатации на второстепенных железнодорожных ветках. Производительный котел, идеальный экипаж и как следствие - приличные динамика и тяга позволяли использовать эти паровозы для вождения как скорых пассажирских, почтовых, рефрижераторных так и легких грузовых поездов. При внедрении системы электронной нумерации локомотивов, в 1970 году, серия 2310 получила обозначение 35. Последним годом эксплуатации стал 1981-й, а депо приписки - Носсен. В нем в качестве музейного оставлен последний построенный локомотив с номером – 35 1113 (бывший 2310-1113).

.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТОТИПА

Максимальная скорость 110 км/ч.

Нагрузка от оси на рельс 18 т.

Осевая формула 1-3-1 «Прери»

Тендер: 2-2Т34

.

МОДЕЛЬ И ЕЕ ОТЛИЧИТТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Трансмиссия данной модели – трехвальная, полностью металлическая с приводом на одну ось. Две крайние сцепные оси приводятся в движение посредством сцепных дышел. Для увеличения сцепления третья сцепная ось имеет резиновые бандажи. Благодаря подрессоренным бегунковым тележкам, (прообраз принципа Flexishas) локомотив без труда проходит стрелочные улицы любой геометрии и вписыватеся в кривые радиусом 286 мм.

Имитация движущего механизма Хойзингера выполнена с составными сцепными дышлами, что дает возможность быстрой замены и незначительной стоимости ремонта модели. Сторонняя ориентировка колесных пар не предполагалась. (Поясним: на более поздних моделях паровозов 35, 56 и 86 отверстия колесных штифтов окаймлялись разными по форме отливками – цилиндрическими либо призматическими). Ходовая часть тендера выполнена более бюджетно: поворотные тележки отсутствуют.

Рамы локомотива и тендера - металлические, рама последнего - жесткобазная со значительным разбегом всех осей. Несъемные сцепные устройства, металлические точеные и вороненые буфера, приклепанные к металлическим буферным брусьям.

Корпус локомотива представляет собой единую полистироловую отливку в составной форме, достаточно технологичную в производстве. Слабым местом следует считать условно отлитый турбогенератор на левой стороне котла. Однако, и на других паровозах Zeuke этот узел также условен. Дымоотбойные щиты, передний буферный брус и тяга кулисного камня выполнены из металла и установлены отдельно.

Фронтальное освещение модели (два буферных фонаря) решено с помощью одной миниатюрной лампы и двух полистироловых прозрачных цилиндров с полусферическими окончаниями.

Токосъем производится со ВСЕХ колес локомотива и тендера с использованием пластин из пружинной стали, работающих по внутренним поверхностям колес локомотива, на тендере токосъемными являются первая и четвертая оси со съемом тока с поверхности качения колес. Электрическая схема содержит конденсатор и дроссели круглого сечения для исключения радиопомех. Двигатель: трехполюсный двухщеточный постоянного тока с металлическими щеткодержателями и составным корпусом из 3-х частей. На более поздних выпусках применялись более знакомые современным любителям ТТ компактные двигатели с двухсоставным корпусом.

...Шли годы. Постепенно серийная модель единственного в ТТ большого паровоза старела. Металлоемкая ходовая часть стала экономически невыгодна. Производство было остановлено. К новой редакции обратились уже во времена ВТТВ. В корне изменилась ходовая часть локомотива и тендера, принцип крепления котла к раме, обновились цилиндровые блоки и кинематика имитации привода. Главное отличие заключалось в полном приводе сцепных осей посредством латунного червяка. Также изменились масса и геометрия балластов локомотива и тендера. Передний буферный брус отныне интегрировался с отливкой корпуса. Явным просчетом стало сочленение ходовой части и корпуса тендера из-за чего последний стал непропорционально высок. Имитация букс накладок тележек не совпадала с фактическим положением осей рамы тендера. Грубая пластиковая крошка, имитировавшая твердое топливо стала исполняться в виде весьма достоверной свинцовой отливки окрашиваемой в черный цвет. Рама 35-го паровоза первых выпусков отливалась из черного полистирола, как и тормозные механизмы, и колодки. В таком виде модель выпускалась очень недолго: рама локомотива впоследствии стала красной. Еще одним явным недостатком стало технологическое утолщение рамы под трапом вокруг котла и полное исчезновение просвета между котлом и экипажем. Ходовые качества, на удивление улучшились, а сила тяги заметно возросла. Однако, токосъем стал осуществляться лишь тремя осями локомотива, но - всеми осями тендера. Последние исполнены по составной схеме: собственно осью является диэлектрическая втулка. Диаметр шеек увеличился.

Кинематическая схема трансмиссии осталась трехвальной, однако, первичный вал двигателя стал изготавливаться заодно с ведущей шестерней отливкой из полипропилена. Упорные подшипники первичного вала и червяка - высокоточные, быстросъемные. Промежуточная шестерня также стала быстросъемной с креплением вала на раме посредством винта и гайки. В своем роде этот узел стал революционным для моделей таких локомотивов как V36, BR81 и BR92.

Электрическая часть модели принципиальных изменений не претерпела, уменьшились лишь габариты дросселей и конденсатора и двигатели, как уже было сказано выше, применялись отнюдь не те, что на моделях 23-х паровозов первых выпусков.

Е.Карпунин, Р. Мишин, 2008.

Фотогалерея
Версия 2. BR 23 1003, Zeuke & Wegwerth, 1962 - 1965.

Версия 2. BR 23 1003, Zeuke & Wegwerth, 1962 - 1965.

Фото: Rob Dikken

Версия 3. BR 23 1111, Zeuke & Wegwerth, 1966 - 1972.

Версия 3. BR 23 1111, Zeuke & Wegwerth, 1966 - 1972.

Фото: Rob Dikken

Версия 6. BR 35 1111, BTTB, 1972 - 1979.

Версия 6. BR 35 1111, BTTB, 1972 - 1979.

Фото: Rob Dikken

Версия 7. BR 35 1111, BTTB, 1980 - 1992.

Версия 7. BR 35 1111, BTTB, 1980 - 1992.

Фото: Rob Dikken

Версия 11. BR 23 1056, BTTB Zeuke, 1991 - 1993.

Версия 11. BR 23 1056, BTTB Zeuke, 1991 - 1993.

Фото: Rob Dikken

Версия 12. BR 23 1113, Tillig, 1997 - 2004.

Версия 12. BR 23 1113, Tillig, 1997 - 2004.

Фото: Rob Dikken

Модель паровоза BR 23 1003, Zeuke & Wegwerth из колл. Б.Отрутикова. Версия 1/3: номер - белый рельеф с печатью, ходовка чёрная.

Модель паровоза BR 23 1003, Zeuke & Wegwerth из колл. Б.Отрутикова. Версия 1/3: номер - белый рельеф с печатью, ходовка чёрная.

Фото: Б.Отрутиков

Модель паровоза BR 23 1111, Zeuke & Wegwerth из колл. Б.Отрутикова. Версия 3.

Модель паровоза BR 23 1111, Zeuke & Wegwerth из колл. Б.Отрутикова. Версия 3.

Фото: Б.Отрутиков

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100